Любой крупный город сталкивается с необходимостью обеспечить комфортное передвижение населения. Не справится с этой задачей ни одна транспортная наземная система. Особенно, если речь идет о городе с большим количеством исторических зданий и кварталов, а также обилием рек и каналов. Таком, как Санкт-Петербург.
В 2019 году в мире огромное количество станций и линий метро. Но нигде ни до, ни после строительства ленинградского, а затем питерского метрополитена, строители не сталкивались с таким комплексом проблем и не придумывали такие решения.
Сложно представить современный Питер без метро. В городе с населением свыше 5 млн человек и рекордным количеством туристов, без подземки творился бы хаос.
114 километров тоннелей обеспечивают жителей и гостей города возможностью добраться из точки А в точку Б, минуя пробки, светофоры, мосты, пешеходные переходы.
Метро в городе на Неве открылось в 1955 году.
А еще в 1814 году Изамбард Кингдом Брюнель предлагал Александру 1 построить тоннель под Невой. Но император выбрал мост. Тогда строить метро не начали. После грянула Первая мировая война и последующая революция, переименование города, переезд правительства в Москву. Это еще больше отсрочило открытие подземки.
Проекты строительства появились в 1936 году, а строительство стартовало в январе 1941 года. Наметили две линии первой очереди, определили место депо, а к июлю вырыли технологические скважины. Но этим планам помешала Великая Отечественная война. Пока советские войска сражались против Гитлера, вырытые тоннели были затоплены в целях сохранения.
В 1944 году, еще не отойдя от блокады, город снова начал строить метро. С надеждой на будущее. С верой в победу.
В 1946 году создан Ленметропроект. К концу года откачали воду и возобновили работы по проходке тоннелей. Направления веток метро скорректировались. Часть уже вырытых тоннелей засыпали, прорыли новые.
Геология Санкт-Петербурга, 7% территории, залитые водой, сделали задачу по строительству крайне сложной. Ведь в те времена еще не было современных способов заморозки, мощной и высокоточной техники. Но было другое, пожалуй, даже более важное-желание дать городу новый способ передвижения. Уставшие от долгой войны люди видели в этом проекте воплощение всех своих мечтаний, целей на будущее. Поэтому стали активно применять методы из горнодобывающей промышленности. Например, как крепить шахты, строители подчерпнули из нее.
Ленинградские метростроевцы изобрели и обкатали в городе такие технологии, как проходческий щит, заморозка грунта.
Что бы победить сложнейшую геологию в виде русел рек и плохих грунтов, которые легко осыпаются, станции и тоннели залегают на огромной глубине. Более чем на 50 метров вниз приходилось и приходится опускаться строителям, чтобы добраться до кембрийских глин, подходящих для строительства.
Еще одна причина глубокого залегания-историческая архитектура города. Поэтому Питерское метро самое глубокое в мире.
Необходимость подныривать под русла рек и договариваться с геологией родила еще одну отличительную черту- станции были построены на горках. Со станции поезд идет вниз, разгоняется под горку, а перед следующей едет в горку и замедляется куда эффективнее. Это еще и экономит энергию.
Сегодня метро в городе строят открытым и закрытым способом. Многие из станций являются станциями глубокого залегания. Например, адмиралтейская «ушла» под землю более чем на 100 метров (тоннель). Она является самой глубокой станцией в мире, если измерять от уровня моря.
Если проедите по зеленой Невско-Василеостровской линии, то увидите станции закрытого типа, с дверьми на платформе. Их еще называют «горизонтальный лифт». К ним относятся Беговая, Гостиный двор и ряд других на этой и других ветках.
Изначально планировалось, что такие станции обойдутся дешевле. Ведь не нужно делать часть отделочных работ для стен тоннеля на станции. Среди плюсов называлась также безопасность пассажиров. Эксплуатация показала, что содержать в исправности многочисленные двери и системы сигнализации слишком дорого. При строительстве новых веток и участков от таких станций отказались.
На 16 октября 2019 года в Санкт-Петербурге действует 72 станции (включая открытый фрунзенский радиус) ,6 депо. Пассажиров перевозит 1700 вагонов.