Хоть новогодние праздники и закончились, хочу поделиться с вами интересной историей, как злобный Санта Клаус стал добрым.
Изначально это был жуткий персонаж, который воровал маленьких детей, но во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – он сечет розгами и забирает в мешок только плохих детей.
А к нашему времени зверь-садист и вовсе превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.Вообще появление образа Санта Клауса связано с реально существовавшим человеком — святителем Николаем архиепископом Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.
Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство. И потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.
Вот один из вариантов его современного изображения.
Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.
Интересно как судьба распорядилась его «мощами» — голова его находится в итальянском городе Бари, а в Венеции уже полный комплект вместе с еще одной головой. И самое интересное, что обе головы считаются подлинными! Вот такой двухголовый святой. В Венеции кости его все переломаны, якобы на них потоптался какой-то матрос, что по его делам и не удивительно.
Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится. То есть радость для людей была как раз в том, что он уходил, и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно «новое счастье».
И только во второй половине 19 века началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало, а к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут исключительно подарков.
Интересно еще и то, что одно время вместе с Санта Клаусом ходил и другой персонаж – не Снегурочка, как в русских народных сказках, а некий Крампус. И похож он был на черта — страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. Считалось, что если Николай награждает хороших детей, то Крампус наказывает плохих.
Здесь они вместе:
Но страшный Крампус не только наказывает непослушных детей, но иногда и заковывает их в кандалы и забирает в рабство, что опять же органично перекликается с ролью его «начальника» сборщика налогов и Николая Мирликийского.
Отголосками всех этих ужасов остался странный праздник «День Крампуса» (Krampustag), который отмечают 5 декабря в некоторых районах Баварии и Австрии. В этот день жители одеваются в ужасные костюмы и пугают прохожих и соседей.
Сам же образ Санта Клауса, после того, как он избавился от своего злого помощника, постепенно трансформировался в добродушного старичка с подарками.
На этой открытке Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что раньше делал его помощник Крампус, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:
А здесь у Санты с очень добрым лицом всё становится игрушечным — и сабля и ребенок:
И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж…
Кстати почти такая же трансформация произошла и с «добрым» Санта-Клаусом из Лапландии – Йоллупукки. Мало кто знает, но добрый рождественский дед, который живёт в Лапландии, на самом деле является довольно сомнительным персонажем в мифологии. Одно из его исторических названий — Йоулупукки, что в переводе с языка суоми означает «рождественский козёл».
Ещё в XIX столетии его изображали злобным существом в козлиной шкуре с рогами, которое приходит в дом исключительно для того, чтобы потребовать выпивки с хозяев и напугать детей. Непослушных ребятишек он живьём варил в котле, а благородных оленей использовал в качестве основного провианта на зиму.
И только сравнительно недавно в обиход вошел образ добродушного, розовощекого старикана в красном кафтане с мешком битком набитым подарками.
Вот такие вот новогодние сказочки…
Запись Санта Клаус и дети в кандалах впервые появилась Теория Элит.