Тайные причины и организаторы геноцида армян. Часть 3
На протяжении всего 20 века турецкая республика оставалась пародией на демократию. Основным гарантом сохранения светского режима младотурок была армия и генералитет. И только в 21 веке с кемалистами и их проектами вступил в борьбу Эрдоган. Лидером современных саббатианцев в Турции является проповедник Фетхуллах Гюлен.
Руководя из США мировой сетью своих образовательных проектов, Гюлен через внедренных во все уровни турецкого общества людей отчаянно борется за власть с Эрдоганом.
Нынешний президент иногда сталкивается с абсурдными ситуациями, когда на место генерала, губернатора, депутата или судьи дёнме приходит такой же глубоко законспирированный дёнме. Российский сериал «Спящие» крайне актуален и для Турции. Эрдоган может и рад восстановить хоть какие-то отношения с соседней Арменией, но груз геноцида этого сделать не дает. А признаваться в том, что совершали совсем другие силы и люди, было бы тоже глупо. Перед Эрдоганом стоит неимоверная задача пробить лбом информационную стену, перекладывающую ответственность за геноцид армян на его страну и современных турок. Но Эрдоган старается, и в скором времени, вероятно, с открытием архивов мир узнает об истинных виновниках геноцида.
Самим же армянам, находящимся исторически под влиянием многочисленной армянской диаспоры в западных странах, тоже крайне тяжело будет принять факты, крайне меняющие их представления, сложившиеся под влиянием пропаганды за 100 лет. Одно только может дать импульс взаимоотношениям между армянами с одной стороны и турками с азербайджанцами – с другой. Они – соседи, это — было, есть и будет. И рано или поздно это делать придется, так как невозможно воевать вечно.
Среди многих фотодокументов о геноциде армян, сохранившихся до наших дней, мое внимание привлекла одна фотография. На ней распята на крестах группа голых армянских женщин. При всей известности подобной казни, в реальности распятие во времена нашей эры было отнюдь не столь распространенным. Распятие, как способ мучительной казни, было распространено во времена Римской империи, когда практиковалась эта массовая казнь для особо опасных преступников. Однако после смерти Иисуса Христа распятие постепенно перестало быть ординарным способом казни, так как стало своего рода кровавой жертвой, принесенной иудеями. Единичные случаи распятия применялись только против христиан и носили ритуальный характер. Массовые же случаи распятия, да еще совмещенные с глубочайшим оскорблением народа в виде оголения множества женщин, практически нигде не встречались. Поэтому этот случай, произошедший в 20 веке, дает основания считать его ритуальным, совершенным именно против носителей христианской веры, в чем мусульмане были замечены крайне редко.
Можно вспомнить массовое убийство грузин, совершенное отступающими от монголов войсками Джалал-эд-Дина в Тбилиси, когда на мост через Куру положили икону Богородицы и заставляли грузин переходить на другой берег, наступая на нее. Тогда 50 тысяч христиан отказались это сделать, и были умерщвлены на берегу Куры. Но ритуальный характер казни в этом случае трудно усмотреть. Православные христиане в России пережили подобный геноцид при Советской власти, когда были уничтожены десятки тысяч священников, практически поголовно иереи и архиереи, разорены и разрушены десятки тысяч храмов и соборов. Но это происходило уже после геноцида армян, хотя стоящие за этими злодеяниями силы были одними и теми же.
В долгой истории армянского народа был еще один подобный случай, когда массовая казнь совершалась практически аналогичным способом и носила явно ритуальный характер. Этот случай описал армянский историк Фавстос Бузанд и писатель Раффи в своем историческом романе «Самвел». Он произошел в 4 веке нашей эры при нападении персидского царя Шапуха (Шапура II) на Армению. Вот так описывается эта казнь в романе «Самвел» гл. VIII. «Шапух у развалин Зарехавана»:
« — Воля царя царей уже исполнена, — горделиво ответил Меружан. — Там уже построено капище и горит священный огонь. Вчера я приказал принести пленных и заставил их поклониться огню. Некоторые согласились, другие же упрямо отказываются. Как прикажет царь царей поступить с заблудшими?
— Покарать всех без пощады! Пусть это послужит примером для других! — воскликнул Шапух, и большие глаза его зажглись неумолимой злобой. — От востока до запада должна царить вера маздеизма, и всякий, кто будет противиться ей, должен понести тягчайшее наказание.
— Такое именно и сделано распоряжение, великий государь! Сейчас начнетсякарательный обряд.
На равнине возле реки нетерпеливо ожидали стада обученных слонов. Вожатые старались раздразнить их как можно сильнее, и поэтому громадные животные страшно ревели. Пленные, отказавшиеся поклоняться огню, были выстроены в ряд на площади. Молчаливо, с грустными лицами ожидали они своих последних роковых минут. Но в их предсмертном томлении чувствовалось гордое сознание исполненного долга…
… Музыканты заиграли в трубы и ударили в тимпаны. Эти звуки еще больше возбудили слонов. Они пустились в бешеную пляску. В это время персидские палачи в красных одеждах подвели к слонам пленных — взрослых и детей — и группами расставили перед ними. Свирепые слоны начали ужасную игру со своими жертвами. Подхватив несчастных с земли своими страшными хоботами, они, как мячи, подбрасывали их высоко в воздухе. Те падали на землю с жалобными стонами. Слоны подхватывали их снова, вращали в воздухе и опять изо всей силы швыряли о землю. Эта адская забава продолжалась до тех пор, пока несчастные не лишались сознания. Тогда слоны принимались топтать их ногами и раздробленные, окровавленные тела, как куски ваты, вновь подхватывали хоботом и швыряли в реку. Печальный Евфрат постепенно наполнялся трупами, и его прозрачная, чистая вода окрасилась кровью. Так тысячи человеческих существ были растоптаны слонами…
…В это время недалеко от места чудовищной пляски слонов готовилось другое злодеяние. На площадь спешно волокли повозки с какими-то подвижными машинами. На каждой из них возвышался остроконечный длинный шест. Издали это множество повозок с железными остриями походило на стоящие у пристани лодки с вонзающимися в небо мачтами. Когда повозки были установлены на площади, приступили к адскому делу.
Среди пленных было немало молодых знатных женщин и девушек — жен и дочерей тех нахараров, которые, узнав о приближении Шапуха и не желая ему покоряться, побросали свои замки и разбежались в разные стороны. Этих знатных женщин держали в особых палатках, недалеко от палатки Шапуха. Царские евнухи вошли к ним, раздели их донага и выстроили перед повозками с шестами длинными рядами на площади.
Это было отвратительное зрелище, изобретенное Шапухом, наглость и бесстыдство которого превзошли его жестокость. Скромные женщины и девушки принуждены были стоять обнаженными и завидовать в душе тем счастливцам, которые погибли под ногами слонов, мгновенно избавившись от зверств Шапуха. Многие из них не могли держаться на ногах: теряли сознание, падали на землю. Евнухи заставляли их подниматься. Другие, как безумные, рвали на себе волосы, царапали лица, били себя в грудь и, громко рыдая, кричали. Плеть евнуха опускалась на их голые тела, оставляя на них кровавые полосы. Тогда они умолкали…
…Это было жестокое издевательство, тяжелое оскорбление, которым Шапух хотел унизить армянскую знать. Знатные женщины стояли обнаженные перед его войском. Воины обступили женщин густою толпой, глазея на них….
…Тогда подошли одетые в красное палачи и, точно злые волки, набросившись на женщин, повели многих из них к повозкам и расставили на настилах. Утонченно сделанная варварская машина казни вызывала ужас. Железный шест, воткнутый в середину повозки, был подобно мачте укреплен канатами. Несчастных жертв поднимали на этих канатах вверх и насаживали на острый конец шеста, как на вертел. Не прошло и четверти часа, как площадь запестрела повисшими голыми трупами. Но сильнее смерти была та твердость, с какой эти отважные мученицы приближались к машине ужасной казни. Поднимаясь на нее, они считали ее дорогой к вечному блаженству. Храбрость женщин сокрушила самомнение надменного царя. Сидя в своем шатре, он видел их мучения, слышал их горькие стенания и, охваченный дьявольской злобой, бесновался, так как видел, что даже его неимоверная жестокость остается бесцельной, не оказывая никакого действия…»
Этот ритуал очень напоминает казни первых христиан в амфитеатрах Рима, когда после знаменитого пожара в 64 году по наущению жены императора Нерона иудейки Поппеи (см. Иосиф Флавий «Иудейские древности») в этом злодеянии были обвинены христиане. Тогда христиан также массово травили зверями, львами, а иных распинали, как первых апостолов. Только в случае с армянами львов заменили слоны, а вместо крестов использовались механизмы с кольями. Но в обоих случаях людей казнили исключительно за их христианскую веру, так как отрекшиеся избегали казни, а сама казнь носила ритуальный характер. Никогда ни один персидский, арабский или османский завоеватель не совершал подобных ритуальных массовых казней, вплоть до геноцида армян в 20 веке. Что же подвигло Шапура II на это злодеяние?
Еще за 100 лет до описываемых событий его предшественник Шапур I оказывал особое покровительство Мани, основателю манихейской секты, который попытался слить в единую религию зороастризм, иудаизм и христианство. На особом месте у царя был аморей Самуил, находящийся в близких дружеских отношениях со многими зороастрийскими магами-астрономами (Шаб., 156б). При этом царе положение евреев в империи стало сильно укрепляться, в противовес христианам. При его потомке Шапуре II гонения на христиан увеличились, положение же евреев усилилось. Мать Шапура II, Ифра-Гормиз, была известна своей благосклонностью к евреям. В Вавилонском талмуде указано, что она была «иудействующей кушанкой». О ней рассказывается, что она соблюдала некоторые еврейские законы (Нидда, 20б), однажды она послала раввину Иосифу пожертвование на благотворительное дело, מצוה רבה (Б. Бат., 8а), она также выразила желание принести жертвоприношение еврейскому Богу (Зеб., 116б). При Шапуре II и III особо приближенными ко двору были еврейские ученые и мудрецы раби Аши, Мар Зутра, Амемар и Гуна бен-Натиш.
Для христиан же тогда наступили тяжелые времена. Под надуманным предлогом Шапур II казнил епископа Ктесифона Симеона бар-Саббе, епископа Аифала, пресвитера Акепсима, сестру архиепископа Симеона, Первулию и еще 100 клириков и 18 000 христиан, принявших мучительную смерть. Как свидетельствуют многочисленные источники, гонения были инспирированы зороастрийским жречеством, иудеями и манихеями.
К 3 веку в Армении проживало очень большое количество евреев. Первые евреи в северной Армении стали появляться еще во время Вавилонского изгнания, переселяемые царем Навуходоносором. Тигран Великий переселил в Армению 10 тысяч иудеев, расселив их в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань. Эту политику продолжили и его преемники. Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство, а вторая волна переселения, организованная Артаваздом, — ванские евреи — продолжала и далее исповедовать иудаизм. Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил:
«Евреям в Армении живется хорошо. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно, евреи составляли в Армении значительную часть городского населения и играли в торговле не последнюю роль. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами».
Сознавая невозможность удержать разоренную Армению перед лицом Византии, Шапур II велел массово переселить во внутренние области Персии всех евреев и армян, скорее всего отрекшихся от христианства. Историк V века Фавстос Бузанд утверждает, что было выселено 83 тысячи иудеев из шести городов Армении:
«Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными»
Историк утверждает, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 000 армянских и 9 000 еврейских семейств, из Ервандашата – 20 000 армянских и 30 000 еврейских семейств, из Зарехвана – 5 000 армянских и 8 000 еврейских семейств, из Заришата – 10 000 армянских и 14 000 еврейских семейств, из Вана – 5 000 армянских и 18 000 еврейских семейств. Евреи переселялись во внутренние области Персии, в том числе и на территорию современного Азербайджана. Основным местом переселения евреев и армян был город Нахичеван и его окрестности. Евреи Начичевана в дальнейшем приняли ислам и стали в основном азербайджанскими дёнме (денмез), а армяне были представлены этнографической группой «зоки», про которую многие исследователи говорят, что они – армянские евреи. Зоки, в отличие от других армян, сильно различались внешностью, языком и родом занятий. Основным занятием зоков была торговля, и они составляли сильную конкуренцию венецианским, багдадским и сирийским купцам.
В дальнейшем после арабского, а затем и османского завоеваний большинство народов региона приняли ислам, за исключением армян, грузин, ассирийцев и части курдов (езидов). Евреи частично сохранили свою веру и идентичность, частично приняли ислам и сейчас играют определяющую роль в Азербайджане, в основном представляя во властных структурах всех уровней нахичеванский клан.
Претензии же Израиля на территорию современного Ирана и Большого Азербайджана недавно недвусмысленно подтвердил премьер-министр Израиля Бениамин Нетаньяху. Американский политолог и писатель, автор книги «Индустрия Холокоста» Норман Финкельштейн, родители которого сами пережили холокост, насвоем сайте опубликовал слова Нетаньяху, сказанные им в узком кругу единомышленников:
««Земля Ирана уже давно является частью нашего наследия, и мы призываем международное сообщество работать с нами, чтобы обеспечить ее возвращение в независимое еврейское государство», — сказал Нетаньяху, добавив, что Израиль готов использовать военную силу, если необходимо, для повторной оккупации всех 636 400 квадратных миль нынешнего Ирана, которые исторически были включены в обетованную землю, придали еврейскому народу библейский мандат.
«Так называемые исламские города Тегеран, Мешхед, Исфахан и десятки других были основаны на том, что когда-то было древними еврейскими королевствами, не говоря уже о том, сколько из наших самых священных мест в настоящее время занимает Иран, включая Священный Мавзолей Имама Резы, мечеть Джамкаран и Зороастрийский храм огня Чак-Чак. Фактически, Иран является домом для наивысшей концентрации иудейских древних священных мест в любой точке мира за пределами Мекки, Лумбини и Ватикана. Мы требуем, чтобы еврейскому народу было позволено вернуться к управлению родами нашей персидской Родины ». На пресс-конференции Нетанияху одобрил планы начать строительство крупного израильского поселения в центре Тегерана»».
Продолжение следует…
Александр Никишин для Колокол России
Запись Ритуальные убийства христиан-кавказцев впервые появилась Теория Элит.