Французские тюремщики бастуют, и по всей стране наблюдается одна и та же картина: горящие баррикады из шин и деревянных поддонов перед тюрьмами. И даже перед тюрьмой в Флери-Мерожи, крупнейшим месте содержания под стражей в Европе, расположенном примерно в 20 километрах к югу от Парижа.
4300 заключенных этой тюрьмы больше нельзя посетить, прогулки отменены, ежедневный душ тоже.
Сотрудники полиции взяли на себя работу охранников и ограничились такими основными вещами, как раздача продуктов питания и лекарств.«Полная блокада всех тюрем» — это лозунг тюремных надзирателей, которые жалуются на опасные условия работы, требуют лучших условий и больших компенсации, но в конечном итоге хотят, чтобы общественное признание за работу, которую они описывают как непосильную. В двух третях из 186 французских тюрем сейчас ведут забастовку, многие уже вторую неделю. Окончание конфликта еще близко.
Забастовка охранников началась 11 января в тюрьме для особо опасных преступников в Ванден-ле-Вьейе на севере Франции, недалеко от бельгийской границы. Немецкий исламист Кристиан Ганчарски напал на трех охранников с тупым ножом и парой детских ножниц и легко ранил их. Ганчарски был арестован и осужден во Франции в 2009 году как вдохновитель террориста-смертника, взорвавшего автобус у в синагоги Эль-Гриба на тунисском курортном острове Джерба
Когда надзиратели открыли его камеру, он набросился на них c криком «Аллах акбар». Хотя начальник тюрьмы немедленно ушел в отставку, этот инцидент вызвал общенациональную забастовку 28 000 тюремных надзирателей.
После этой атаки прошла целая серия нападений на тюремных надзирателей радикальными заключенными. Три из них на юге Франции, где заключенный в Мон-де-Марсане атаковал семь охранников. В Тарасконе был избит охранник. В корсиканской тюрьме в Борго исламист с ножами атаковал двух охранников, которые все еще находятся в больнице. Последняя атака произошла на севере Франции в выходные дни, когда узник напал на надзирателей с железной ножкой стола.
«Мы больше не выдержим» заявил член профсоюза Дэвид Бессон французскому телеканалу, «наша рабочая среда становится более опасной, мы полностью перегружены из-за отсутствие персонала»
Несмотря на обещание министра юстиции Николь Беллубэ создать новые рабочие места, соглашения по этому вопросу не достигнуто. Никто не хочет рисковать своей жизнью за номинальную зарплату в размере 1400 евро в месяц. Предложение специального годовой премии для некоторых тюремщиков было воспринято профсоюзами как «оскорбление» и описывалось как «премия за агрессию».
Условия во французских тюрьмах в течение многих лет подвергались критике со стороны европейских институтов и правозащитных организаций . Хроническая переполненность, отсутствие уединения, гигиенические условия, как в XIX веке, вшивые матрасы, крысы в камерах, мусор во дворе, нехватка персонала –список критики длинный.
При коэффициенте заполненности почти в 114 заключенных на 100 мест в тюрьмах Франция занимает второе место в европейской статистике после Греции. Из-за хронической переполненности иногда до четырех человек должны делить площадь размером в десять квадратных метров. В настоящее время 1547 заключенных спят на полу на матрасах.
Фиаско Франции в борьбе с исламистами
В последнее время добавилась еще одна проблема: рост числа осужденных за терроризм — в настоящее время 500 человек — и быстрая радикализация мусульманских заключенных в тюрьмах, которых 1200. В отличие от Швеции и Великобритании, во Франции еще не нашли подхода к решению этой проблемы, которая в обозримом будущем будет только возрастать с возвращающимися из Сирии и Ирака людьми.
Радикализированных заключенных пытались изолировать в отдельных местах. Но вскоре стало очевидно, что это создало идеологические цитадели, где еще больше процветала ненависть и фанатизм, и именно заключенные определяли закон и правила.
«Французские тюрьмы находятся в структурном кризисе. Джихад является одним из аспектов общей проблемы, усугубляющим все остальные» -анализирует социолог Фархад Хорохавр в недавнем комментарии для Le Monde». Как специалист по радикализации, много работавший в тюрьмах, он критикует унижающие человеческое достоинство условия: «Это бесчеловечно для задержанных и бесчеловечно для тех, кто их охраняет».
Высокий уровень самоубийств
Условия содержания являются причиной регулярного насилия во французских тюрьмах и в два раза более высоком уровне самоубийств среди заключенных по сравнению с европейскими показателями. Каждый день, в среднем, десять тюремных надзирателей подвергаются нападениям задержанных, иногда получая серьезные травмы. Ежегодно сообщается о 4000 нападениях, все чаще и чаще совершаемых осужденными исламистами или радикалами.
«Французские тюрьмы похожи на пригороды потерянных территорий», — говорит Фредерик Плокен, юридический специалист журнала «Марианне». Франция вытесняла свои социальные проблемы в тюрьмы в течение многих лет, и теперь хочет спрятаться от них за высокими стенами. Там тюремные охранники чувствуют себя наедине со своими проблемами. Они безнадежно перегружены своими обязанностей и стоят перед лицом взрывоопасной смеси растущего радикализма и нечеловеческих условий.
Запись Как немецкий террорист погрузил тюрьмы Франции в хаос впервые появилась Теория Элит.