А в случае судебного проигрыша муж может свою жену просто утопить! Не верите? А зря.
Бороться с женщинами мужчины начали в глубокой древности. Как любила говаривать английская виконтесса Нэнси Астор, при первом же случае Адам всю ответственность свалил на женщину. С тех пор на «фронте» без перемен — потомки Адама верой и правдой, законом и беззаконием берегут главную мужскую традицию.
Борьба эта велась разными способами, и если одни из них прочно укоренялись, а другие корректировались по ходу истории, то сама борьба оставалась неизменной на протяжении многих тысячелетий.
Вот, для примера, какие были права и обязанности у женщин в законах древнего Востока.
Шумерский брак
Шумер, 2400 год до нашей эры, фигурка женщины
Шесть тысяч лет назад в Древнем Шумере женщин, похоже, просто игнорировали. Ни в одной дошедшей до нас клинописной табличке шумеров нет более-менее подробного рассказа о них. А если какой-нибудь писец и обмолвится о землячке, то, естественно, не посчитав нужным поставить значок «LU» — «ЧЕЛОВЕК», который был обязателен в клинописи перед каждым мужским именем.
Даже шумерских языков было два — с «мужской» и «женской» фонетикой, что вполне доказывает: для шумерского мужчины женщина была, мягко говоря, иным существом, чем он сам.
У шумерских женщин была одна функция — репродуктивная. Брак являлся благословением богов, так как нёс оплодотворение и приводил к нужному материальному результату: росту числа людей. Супружеская верность считалась обязательной, а шумерийка, нарушившая её, наказывалась смертью.
Однако столь суровое наказание за прелюбодеяние по шумерским законам распространялось лишь на женщин, предназначенных для продолжения рода в браке. К жрицам, занимавшимся священной проституцией в храмах богини любви Инанны, шумерские мужчины относились с уважением. Ничего предосудительного не видели они и в торговле женщин собственным телом ради куска хлеба, ибо, как говорил легендарный шумерский царь Гильгамеш: «Наслажденье — дело женщин».
Ассирийская кара
Но нигде в Древней Месопотамии женщины не были так угнетаемы, как в Ассирии, где они считались собственностью отцов и мужей, причём собственностью далеко не самой ценной.
Ни до, ни после в мире никогда не существовало столь свирепых законов, направленных против слабого пола. Наказанию и пыткам женщин в ассирийском «Судебнике», запечатлённом на табличках II тысячелетия до н.э., посвящено целых 59 параграфов!
По ассирийскому законодательству муж имел право по любому поводу и без оного изувечить свою жену, отрезать ей нос и уши, облить смолой или до полусмерти избить палками.
Вот как об этом сказано в одном из параграфов «Судебника»: «…человек может свою жену (бить), выщипывать ей (волосы), бить по у(шам) и ко(лотить), вины его ( в том) нет». Также мужу разрешалось отсекать жене пальцы, если он находил её плохой хозяйкой.
То же самое он мог сделать, если его жена или наложницы были слишком красивы, — чтобы не казались привлекательными для других мужчин. Считалось, если женщину рассматривают другие мужчины, это уменьшает её ценность в глазах мужа, поэтому ассирийские женщины обязаны были носить в общественных местах покрывала, закрывающие лица. За нарушение этого закона предусматривалось отрезание ушей.
Но если женщинам, являющимся собственностью мужа, запрещалось разгуливать по улице с непокрытой головой, то блудницам, напротив, нельзя было закрывать лица. Они представляли общественную собственность, поэтому должны быть выставлены на общее обозрение, как всякий рыночный товар. Проститутку, которую поймали с закрытым лицом, тоже ждало наказание: битьё плетьми и обливание головы смолой.
Более-менее защищали ассирийские законы лишь незамужних девушек — надругательство над ней представлялось чем-то вроде порчи имущества. Изнасилование незамужней девушки наказывалось уплатой выкупа отцу пострадавшей, после чего насильник должен был в принудительном порядке жениться на жертве. А если он был женат, отец пострадавшей отдавал на поругание его жену и забирал её в свой дом в качестве рабыни.
Обращаясь со своими женщинами хуже, чем с покорёнными народами, ассирийцы, тем не менее, ждали от них верности и преданности. Прелюбодеяние считалось ужасным преступлением, сравнимым лишь с самыми тяжкими — воровством и нарушением долговых обязательств, за которые в Ассирии предусматривались наиболее лютые кары.
Измена, например, была тождественна краже пяти фунтов серебра, что давало мужу-рогоносцу право убить неверную жену. Если же он полагал, что изменщица может быть полезной в хозяйстве в качестве кухарки, служанки или любовницы, то мог и пощадить, применив к ней более лёгкое наказание — отрезание носа.
Вавилонский рынок невест. Художник Эдвин Лонг
Доставалось и любовнику жены. «Казанову» могли приговорить к смертной казни или оскопить. Как заметили дешифровщики клинописных табличек, преступления, связанные с прелюбодеянием, в Ассирии обозначались столь смачными словами, каких ни один другой народ Древнего Востока не употреблял. Сдается, что ассирийцы и есть настоящие авторы ненормативной лексики!
Впрочем, сопоставляя этот пункт ассирийского «Судебника» с другими письменными источниками, можно предположить, что он носит скорее теоретический характер — вряд ли среди ассириек было много таких, которые осмеливались заводить романы на стороне.
А вот случаи, когда доведённая до отчаяния домашней обстановкой женщина убегала от мужа к родственникам, видимо, не были редкостью, так как в законе отдельным пунктом предусматривалось обрезание ушей не только жене, решившейся на побег от мужа, но и тому, кто осмеливался её укрывать. Просто же развестись с домашним деспотом не дозволялось — в Ассирии от мужа женщину могла освободить только смерть.
Вавилонская любовь
По сравнению с положением ассириек жизнь женщин в Древнем Вавилоне может показаться почти райской. По вавилонским законам обиженная жена могла уйти от мужа и даже вступить в новый брак.
Согласно 142-му пункту закона Хаммурапи: «Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «Не прикасайся ко мне», то дело её должно быть рассмотрено в её квартале, и если она блюла себя и греха не совершала, а её муж «гулял» и очень её унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать своё приданое и уйти в дом своего отца».
Правда, при подобной лояльности в том же самом законе есть одна весьма любопытная оговорочка: «В случае судебного проигрыша мужу позволяется жену утопить».
В знаменитом своде законов Хаммурапи, состоящем из 282 параграфов, около семидесяти посвящены регулированию взаимоотношений между полами, браку и семье. Изнасилование незамужней девушки, например, законодательно каралось смертной казнью, женитьба на похищенной невесте считалась браком по принуждению, то есть действием противоправным, брак закреплялся специальным контрактом, в котором оговаривались как имущественные права сторон, так и их обязанности.
Большое количество параграфов самого знаменитого закона древности посвящено разводу, различные нюансы которых чётко регулировались законодательством. Муж не имел права развестись с женой, не выплатив ей компенсации. Согласно параграфу 139: «Если жена становится хромой и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца её жизни».
И всё же статус женщины в Древнем Вавилоне был не намного выше положения домашних рабов. Вавилонскому мужчине позволялось содержать кроме жены столько наложниц, сколько он был в состоянии кормить, к тому же к его услугам был общественный гарем в лице храмовых проституток. В последних недостатка в Вавилоне не ощущалось.
Согласно Геродоту, каждая женщина должна хотя бы раз в жизни отдаться чужому мужчине в храме богини любви Иштар. По рассказам древнегреческого историка, это делали даже богатые женщины, правда, приезжая в храм в закрытых повозках.
Богиня Иштар
Женщины, надев по такому случаю лучшие свои украшения, сидели в святилище в ожидании партнёров. Геродот не без иронии замечает, что там была большая толпа и что «одни из них уходят, другие приходят».
Мужчина, выбрав понравившуюся женщину, должен был бросить ей в подол деньги, после чего имел полное право овладеть ею. Плата могла быть сколь угодно малой при условии, что мужчина произнёс: «Призываю тебя на служение богине!»
Что же касается возвышенных чувств или хотя бы сколько-нибудь романтических отношений между представителями разных полов, то в дошедшей до нас древней литературе их описание просто нигде не встречается.
В устных пересказах, правда, сохранилась красивая легенда о том, что прекрасные висячие сады Древнего Вавилона, вошедшие в перечень семи чудес света, были заложены Навухоносором в честь любимой жены, правда любимой среди других жён и наложниц огромного царского гарема. Так вот, согласно легенде, мидийская царевна Амитис сильно тосковала в чужом пыльном городе по зелёным холмам своей страны, и сад должен был утешить её. Но и эта история — скорее повесть о богатстве Навуходоносора, чем о любви вавилонского царя.
Впрочем, по другой легенде, висячие сады, в которых цвели невиданные цветы, благоухавшие прекрасным ароматом, построил вовсе не Навуходоносор, а ассирийская царица Семирамида. Ни одного более-менее убедительного доказательства, что ассирийцами правила женщина, однако, нет, и автором легенд о Семирамиде наверняка была какая-нибудь жрица, придумавшая их в пику свирепым ассирийским мужчинам.
Оно и понятно, ведь цветов в жизни древних женщин, похоже, было куда меньше, чем колючек.
Сейчас, конечно, дела в этой «войне» обстоят чуть лучше, но расхожая фраза «Курица не птица, женщина не человек», мало кого удивляет, хотя и вызывает заслуженные нарекания.
Запись Отруби жене пальцы, если она плохая хозяйка впервые появилась Теория Элит.