На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Теория Элит

3 543 подписчика

Самолет сбили, но «никто не виноват»

В 80-х годах прошлого века Иран и Ирак вели взаимную войну, поводом для которой стали многие факторы, как, например, территориальные споры, а еще тайные союзы противников легитимной власти в обеих странах. Иран спонсировал боевиков в Ираке, а Ирак поддерживал анти исламистскую организацию в Иране. Итогом стал открытый конфликт соседствующих государств.

Супердержавы мира не ввязывались в конфликт, получая выгоду на взаимном истреблении двух народов.

К середине 80-х годов их конфликт принял катастрофические масштабы – в войне на море противоборствующие страны топили все танкеры, которые перевозили нефть противника в надежде, что это подорвет финансовую систему противника. Жертвами становились и те, кто к войне никакого отношения. И так получилось, что больше всего доставалось Кувейту. На что последние решили напрямую обратиться к руководству Соединенных Штатов с просьбой об охране их нефтяных танкеров. «Твёрдые намерения» – так называлась начатая с подачи Кувейта и с поддержки США операция.

Однако, появление американского флота в Персидском заливе не могло не сказаться на конфликте. Помимо самого обострения оного, начали происходить ошибочные инциденты, в которых страдали невинные. Одним из самых громких  стал обстрел иракским истребителем американского фрегата «Старк» — дружественного судна иракских войск. В результате попадания корабль получил серьёзные повреждения, погибло 37 человек экипажа, ещё 21 человек получил ранения.

Вторым, возможно самым трагическим, стал случай с участием американского ракетного крейсера, новейшим кораблем американского флота, «Винсеннесом». Утром 3 июля 1988 года капитан судна получил сведения об атаке иранского катера на пакистанский торговый корабль. Уильям Роджерс тут же принял решение – выступить на помощь. Описав ситуацию так, что иранцы атаковали разведывательный вертолёт (который преследовал иранцев),  получил добро на удар. Правда, и вертолёт, и «Винсеннес» находились в иранских водах. В итоге были затоплены две иранские лодки и ещё одна повреждена.

Через несколько минут после перестрелки с аэродрома Бендер-Аббас вылетел Airbus A300 авиакомпании Iran Air. На борту находилось 290 человек. Самолёт направлялся в Дубай. Гражданские системы имеют специальный «код 3» ,который позволяет отличить военные объекты от гражданских. Главным фактором последующей трагедии стали – нахождение американского корабля в иранских водах,  боевая обстановка (пассажирский самолет взлетал сразу же после перестрелки американцев с иранцами), в которой бойцы и офицеры находились в довольно нервном напряжении и тот факт, что самолет вылетел с отставанием на 27 минут, и в списках гражданских рейсов его время не совпадало.

Приняв воздушное судно за иранский самолёт, который вылетел бомбить в отместку за две потопленные лодки иранцев, американцы начали налаживать с ним связь. Но все попытки велись на военной частоте, которой гражданские самолёты не пользуются. Молчание в эфире только уверило команду крейсера в том, что это летит военный самолёт противника. Не получив ответа, капитан Роджерс принял решение атаковать цель. Через семь минут после взлёта иранский самолёт был поражён ракетой.

США в ходе собственного расследования оправдывали действия военного экипажа так:  аэропорт, с которого взлетел пассажирский лайнер, обслуживал как гражданские, так и военные самолёты; у капитана корабля были все основания полагать, что иранцы нанесут удар возмездия за атаку своих кораблей; команда подвергалась сильному стрессу, впервые оказавшись в боевых условиях, и возможность принимать сложные решения; «Венсеннес» неоднократно предпринимал попытки связаться с неопознанным самолётом, действия офицеров не противоречили инструкции, разрешавшей обстрел потенциально враждебных целей.

Кстати, обстрел потенциально враждебных целей ввели после инцидента с фрегатом «Старк». В целом американцы охарактеризовали ситуацию как трагический военный инцидент. Иранская  же  сторона  не согласилась с американскими выводами. По их мнению, капитан Роджерс целенаправленно сбил пассажирский авиалайнер, чтобы оказать дополнительное давление на иранское руководство и принудить их к завершению войны с Ираком.

3 июля Рейган заявил, что это «ужасная человеческая трагедия» и выразил соболезнования близким погибших. Но при всем при этом, в своем заявлении он уточнил — американский корабль действовал в соответствии с инструкцией. По итогам судебных разбирательств  США соглашались на выплату более 131 миллиона долларов компенсаций, из которых 61 миллион  предназначался для выплат семьям погибших пассажиров. В ответ Иран отзывал все претензии.

Капитан корабля «Венсеннес» Роджерс ушел со службы крейсера в 89-м году, после чего занимался подготовкой офицеров. В отставке с 1991 года. Интересно, что спусят почти год после трагедии с пассажирским самолетом, его автомобиль был подорван самодельным взрывным устройством. Жена Уильяма, которая находилась за рулем, не пострадала. Расследование этого происшествия результатов не принесли.

Итоги: 3 июля 1988 года американский ракетный крейсер «Винсеннес», находившийся в иранских территориальных водах, выпустил две ракеты в пассажирский авиалайнер компании Iran Air. Жертвами стали 290 человек, включая 65 детей. Уничтожение самолёта вызвало громкий международный скандал. Американская сторона назвала его трагическим военным инцидентом, в котором никто не виноват. Вопрос решился денежной компенсацией, и о трагедии успешно забыли.

Запись Самолет сбили, но «никто не виноват» впервые появилась Теория Элит.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх