По определению отдела статистики жизни при ООН, смерть — это «окончательное прекращение всех жизненных функций». Но что следует понимать под жизненными функциями и их временным прекращением, или клинической смертью?
Лаборатория экспериментальной физиологии оживления в Москве описывает клиническую смерть как состояние, при котором отсутствуют все внешние признаки жизни — сознание, рефлексы, дыхание и сердечная деятельность.
В целом же организм еще не погиб, все процессы в тканях продолжают проистекать, и при определенных терапевтических вмешательствах тело можно оживить. Но это возможно лишь до тех пор, пока не начнутся необратимые процессы в коре головного мозга. И даже после этого реально восстановить деятельность отдельных органов, таких, как сердце, легкие. Правда, в целом организм уже будет не в состоянии вернуться к нормальной деятельности.Мозг, как показали исследования, может бездействовать 5-6 минут — то, что мы называем клинической смертью. Дальше наступает смерть биологическая. Но несколько лет назад в больницу колумбийского города Пуэрто-Инирида после тяжелой автокатастрофы поступил 26-летний борец-тяжеловес Гектор Лумеро. Пациент прожил без сердца почти 80 минут.
Сердце, как говорят кардиологи, потому и называется жизненно важным органом, что без него человек жить не может. И все-таки очень редко встречаются случаи, когда людям удается перешагнуть пятиминутный барьер клинической смерти и прожить еще немного без сердца. Самое главное условие — немедленное охлаждение тела. При температуре около -30°C мозг действительно может сохраниться довольно долго.
Колумбийские врачи так и поступили. Гектор прожил больше часа без сердца еще и потому, что ткань, из которой состоят стенки кровеносных сосудов, особенно крупных, артериальных, способна даже после остановки сердца, сокращаясь, поддерживать ток крови. Наверняка здесь сыграл свою роль сильный, выносливый организм спортсмена. Не исключено, что в будущем появится возможность создать новое лекарство или специальную методику тренировки кровеносных сосудов. Если человек действительно сумеет жить с сосудами, а не с сердцем, то в кардиологии это может стать началом новой эпохи в лечении сердечных болезней.
Известны случаи, когда люди возвращались к жизни через 10, 20 часов, а то и через несколько лет. Все это время они пребывали в состоянии, которое принято называть коматозным, или комой.
Четкого определения комы не могут дать даже врачи. Ясное дело: при коматозном состоянии сохраняются слабое сердцебиение, едва заметное дыхание и поверхностное давление, но нарушается кровообращение в головном мозге и происходит токсичное повреждение клеток центральной нервной системы. Сколь необратимы процессы в мозгу и как они повлияют на дальнейшую жизнь, если человек в ней все же вернется, сказать трудно.
Некоторые врачи, правда, считают, будто клиническая смерть — та же кома, которая может закончиться летальным исходом, либо «оживлением». Иные утверждают, что кома не имеет ничего общего с клинической смертью, а напоминает, скорее, тяжелый сон, во время которого все жизненные функции снижаются (но не угасают), а температура тела падает. В таком состоянии можно «проспать» сколь угодно долго, особенно с помощью приборов, поддерживающих жизнь, но вывести пациента из комы очень сложно. Во всяком случае, люди, долго находившиеся в состоянии комы, видели, скорее, сны, нежели описывали видения тех, кто прошел через клиническую смерть.
То есть та грань, когда действительно наступает смерть, весьма расплывчата. Новые технологии, помогающие продлить жизнь, еще больше стирают различия между жизнью и смертью. Впрочем, и приборы порой ошибаются. Известен случай, когда американский солдат, раненный во Вьетнаме, «умер» в госпитале. То есть по всем показаниям аппаратуры он был мертв, и любые попытки вернуть его к жизни не увенчались успехом. А через четыре часа он очнулся в морге и до сих пор получает пенсию в Иллинойсе.
Сегодня ученые признали, что существуют различные стадии смерти: клиническая смерть (прекращение жизненных функций) предшествует абсолютной (разрушение клеток, выполняющих эти функции). Человек умер, а волосы и ногти продолжают расти, печень по-прежнему вырабатывает глюкозу, а клетки, взятые из тела через трое суток после клинической смерти, успешно культивируются.
Значит, клиническая смерть — относительное понятие, и, научившись заменять все жизненные функции, мы сможем отодвинуть смерть на неопределенный срок. То есть «окончательное прекращение всех жизненных функций» наступит не раньше, чем будет выключена аппаратура. Все будет зависеть только от решения врача. Вот почему, говоря нынче о проблеме смерти, многие специалисты сходятся во мнении, что смерть — это временное состояние, схожее с болезнью, и от нее, как и от болезни, вполне можно вылечить. Но как в мире есть неизлечимые болезни, так и с некоторыми смерти на сегодняшний день справиться нельзя. Зато уже вполне можно говорить о смерти в тех выражениях, в которых мы говорим о болезнях, например, о «приступах смерти», или сравнивать тех, кто «мертв легко», с теми, «кто мерт тяжело».