Мода на «японщину» приходила не однажды… И всякий раз раз знаменовала собой новую веху процесса глобализации.
Еще четыре века назад португальские и голландские купцы, добравшиеся до Страны восходящего солнца, на всю жизнь были очарованы гармоничной простотой обстановки традиционного японского дома. Но если португальцев больше привлекали диковинки, то голландцам больше пришлась по вкусу ее экономная — и эстетичная!
— конструктивность.Во многих образцах голландской мебели, даже периода возвышенно-монументального барокко, заметен японский акцент — узнаваемая доминанта горизонталей, специфическая скупость профилей.
В конце XIX столетия уже самих японцев, завораживали достижения «цивилизации заходящего солнца», и они решили было расстаться со своим феодальным прошлым (потом, правда, спохватились). Самурайское средневековье пошло по дешевке на экспорт… А в салонах тогдашней сверхдержавы и владычицы морей — Британии — вошли в моду японские интерьеры.
Японская традиция сильно повлияли на развитие таких изысканных стилей в искусстве (и, разумеется, в создании интерьеров), как модерн и ар-деко. Шотландец Чарльз Ренни Макинтош, великий архитектор и дизайнер, на переломе веков наполнял аскетическим самурайским духом частные особняки, чайные Глазго, знаменитую Школу искусств…
Вслед за Макинтошем пришли великие конструктивисты — Ле Корбузье, Мис Ван дер Роэ, великие как в архитектуре, так и в мебельном дизайне. Японские идеи Макинтоша добавили теплой, живой крови их холодноватому и технократическому творчеству — и полностью растворились в ней.