«Уже более 20 лет Международная космическая станция (МКС) функционирует как лаборатория, обсерватория и завод на низкой околоземной орбите. … НАСА ежегодно тратит от 3 до 4 миллиардов долларов на эксплуатацию МКС, включая оплату перевозки экипажа и грузов. С момента окончания программы «Спейс Шаттл» в 2011 году российский корабль «Союз» служил единственным средством доставки космонавтов на МКС и обратно.
»Так говорится во введении к отчету НАСА «управление транспортировкой экипажа на Международную космическую станцию «от 14 ноября 2019 года, прежде чем приступить к рассказу о том, как стоимость» мест «на борту «Союза», первоначально составлявшая всего 21 миллион долларов каждый, за последние 13 лет увеличилась в четыре раза. Сейчас США платит почти 86 миллионов долларов за каждый полет на МКС.
Но что, если США найдут способ добраться до МКС дешевле?
С 2006 года НАСА купило 70 мест на борту ракет «Союз» для своих астронавтов, отправив 3,9 миллиарда долларов американских налогоплательщиков на субсидирование космической программы … России. И поэтому, чтобы исправить эту ситуацию, в 2016 году НАСА объявило, что оно присуждает совершенно другой контракт – это будет Boeing (NYSE:BA) и SpaceX.
На общую сумму $4,3 млрд Boeing разработает космический корабль CST-100 «Starliner» ($2,2 млрд) и полет ($2,1 млрд) в общей сложности с 24 астронавтами на МКС на борту в течение шести миссий, начиная с 2017 года. SpaceX заявляет, что может сделать тоже самое, но уже за 2,5 миллиарда долларов. (Финансирование разработки SpaceX составило 1,2 миллиарда долларов, а финансирование миссии-1,3 миллиарда долларов.)
Как только они начнут работать, обе компании будут выполнять миссии экипажа на МКС на основе фиксированной цены. Ссылаясь на «общедоступную информацию», генеральный инспектор оценивает, что без учета затрат на разработку стоимость одного места на этих рейсах составит» приблизительно 90 миллионов долларов «для Boeing и» приблизительно 55 миллионов долларов » для SpaceX. В среднем до $ 71 млн за место, это будет представлять собой экономию 17,5% по сравнению с ценами, которые взимает Роскосмос.
И эти деньги они смогут потратить на развитие американской космической программы, соответственно денег на развитие российских космических программ станет существенно меньше.
Задержки и перерасход средств
У американцев есть одна проблема: прошло уже почти 3 года. Маск показывал макет корабля, но до сих по его не построил.
Примечательно, что расходы космических программ технологических гигантов существенно выросли.
По данным НАСА, общий объем финансирования Boeing, связанного с коммерческим экипажем, уже превысил $ 4,8 млрд,а финансирование SpaceX превысило $ 3,1 млрд.
Кроме того, в докладе генерального инспектора говорится о задержках в программе Boeing Starliner. Чтобы Boeing имел достаточно космических аппаратов для выполнения своих обязательств перед NASA, агентство предложило Boeing дополнительные 287 миллионов долларов для ускорения производства своих звездолетов, подняв общую сумму Boeing до 5,1 миллиарда долларов.
Это на 64,5% больше, чем если бы эту работу поручили SpaceX. NASA предложило это Boeing, не предлагая аналогичных возможностей SpaceX.
Инвесторы подсчитали, что будущие коммерческие миссии Boeing будут оцениваться в $90 миллионов за 1 место. В то время SpaceX уложился бы $55 миллионов за 1 место. В конце концов, 90 миллионов долларов – это не просто дороже, чем SpaceX. Это на самом деле дороже, чем сейчас они платят России.
Именно поэтому наши продолжают повышать цены на доставку космонавтов и грузов. Альтернативы американцев пока не готовы. Как будут развиваться события дальше покажет время.