На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Теория Элит

3 544 подписчика

Теория заговора Сальватора мунди

Филиал Лувра в Абу-Даби лишился самой дорогой картины в мире. Речь идет о «Спасителе мира» (Salvator Mundi) Леонардо да Винчи — картине, которая умудрилась шокировать в 2017 году весь искусствоведческий мир своей баснословной ценой.

На торгах дома Christie’s «Спаситель» ушел за рекордные 450 млн долларов, хотя первоначальная цена полотна, которую установил дом Christie’s, была немногим меньше — 100 млн долларов.

Последнюю работу Леонардо да Винчи долгое время считали утерянной — и вот она снова пропала из виду. И хотя официального подтверждения еще нет, но уже ведутся разговоры о похищении «Спасителя».

Журналисты из The New York Times уже успели растиражировать эту новость, будто полотно было снято со стены самоуверенным злоумышленником, решившим озолотиться или просто привлечь к себе внимание, как это случилось недавно с картиной Куинджи в Третьяковской галерее.

Когда речь заходит о произведениях искусства, стоимостью в полмиллиарда долларов, невольно задумываешься об их подлинности. Конспирологи видят в этом глобальный обман и раздувание истинной ценности художественного мусора до космических величин.

Полотно, датируемое 1500-ым годом, некоторые исследователи до сих пор считают работой одного из подражателей или учеников старого мастера.

По словам нью-йоркского критика Джерри Сальца, картина напоминает «выдуманную кем-то версию утраченного оригинала». Он также сослался на результаты рентгенограммы, которые демонстрируют трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево и другие детали, которые скорректированы, чтобы сделать эту копию более похожей на оригинал гения Эпохи Возрождения.

Если взглянуть на полотно (а точнее — на репродукцию или фото), то в глаза сразу бросается нетипичный лик Спасителя, будто проглядывающийся сквозь густой туман. Именно эта техника, получившая название «сфумато» (от итальянского sfumato — дымка), стала визитной карточкой Леонардо: смягчение очертаний предметов и фигур, позволяющее передать окутывающий их воздух.

Из-за мягких черт лица «Сальватора Мунди» называют мужской версией «Джоконды».

Можно сказать, что не только лик Христа, но и вся история со «Спасителем мира» окутана своеобразной дымкой.

Местонахождение произведения искусства до сих пор неизвестно: «Спаситель» может висеть в частной коллекции, ютиться в музейных запасниках или в женевском «хранилище для сверхбогачей».

До 2017 года картина принадлежала российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, известному коллекционеру живописи и предметов искусства.

Не обошлось без скандала: Рыболовлев приобрел «Спасителя» у арт-директора Ива Буавье, на которого позже подал в суд, обвиняя в мошенническом сговоре с аукционным домом Sotheby’s, через который и была куплена картина. Тогда миллиардер потратил на нее порядка 127 млн долларов.

Этот шум поставил под сомнение и подлинность последнего шедевра Леонардо. Но когда компанию сомнительному полотну составляют работы Матисса, Гогена, Модильяни и Пикассо, которые также украшали уникальную коллекцию предпринимателя, то оно, это полотно, невольно растет в цене.

Кроме того, за время нахождения в коллекции российского миллиардера «Спаситель» значительно похорошел.

Между снимками разница в пять лет.

Рекордную сумму за картину, представленную в аукционном доме Christie’s, отдал покупатель, пожелавший остаться неизвестным. Но все тайное становится явным, а тщеславное — тем более.

Выяснилось, что им был наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Посольство Саудовской Аравии позже тщетно пыталось оспорить эту информацию.

Саудовский принц, который ранее не был замечен в рядах страстных поклонников живописи, купил полотно вовсе не для собственного эстетического удовольствия. Он решил сделать «Сальватора мунди» достоянием общественности.

Только вот увидеть портрет Христа жителям Эр-Рияда, столицы Саудовской Аравии, так и не посчастливилось, ведь картина была подарена столице другого мусульманского государства — Объединенных Арабских Эмиратов.

Да и не до картин было тогда в Саудовской Аравии: Мухаммед ибн Салман боролся с внутренними противоречиями внутри государства. Была подавлена попытка путча среди военных, были арестованы 11 принцев, за решетку отправились сотни представителей интеллигенции и духовенства.

Таким образом, официальным покупателем стал Департамент культуры и туризма Абу-Даби, что подтвердил и организатор торгов.

Вскоре Лувр Абу-Даби объявил, что в музее появится последняя работа Леонардо да Винчи, которую обязан увидеть каждый уважающий себя ценитель настоящего искусства.

Но радоваться было рано. В сентябре 2018 года (всего за две недели до запланированной презентации) Департамент культуры и туризма по непонятной причине отложил выставку на неопределенный срок.

Тогда и начали муссировать всевозможные версии и теории заговора, связывающие внешнюю политику США и России.

А пока французские власти надеются, что картина сама найдется и будет выставлена для широкой публики, можно смело запасаться терпением, ведь не каждый день из поля зрения исчезают полумиллиардные шедевры.

Если «Спаситель» подлинный, то его владельцев не затруднит извлечь картину на свет божий, чтобы провести независимую экспертизу.

Ну а если авторство «под большим сомнением», то владельцам лучше заявить о пропаже и дождаться, когда теоретики заговора переключатся на что-нибудь другое, а авторитетные эксперты уйдут на покой.

Вот тогда можно будет спокойно извлечь полотно из долгого ящика и продать его за кругленькую сумму тщеславным коллекционерам, которые обязательно найдутся. Вот только дожить до этого момента будет не так просто, как кажется. Возможно, этими делами займутся внуки нынешних шейхов и олигархов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх