В 2000-х стало особенно заметным увеличение количества латиноамериканцев в населении США. Динамика численности латиноамериканцев:
1980 г.: 15,0 млн. человек (6,0 % населения США).
1990 г.: 22,5 млн. (9,0 %).
2000 г.: 35,3 млн. (12,5 %).
2010 г.: 50,5 млн. (16,4 %).
Эти данные отражают численность официально учтённых лиц, указавших испанский язык в качестве родного.
С учётом нелегальных иммигрантов испаноязычных в 2010 было под 60 млн. Население Пуэрто-Рико — испаноязычной территории США — учитывается отдельно (3,95 млн. на 2008 г.)Рост численности латиноамериканцев обусловлены как их иммиграцией в страну, так и повышенной плодовитостью уже в стране. В 2000 г. у латиносов было 3,2 ребёнка в среднем на женщину — при 2,3 у афроамериканцев и 1,8 у белых (неиспаноязычных).
В ряде больших городов и штатов латиноамериканцы составляли в 2010 г. уже половину и более населения. Лос-Анджелес: из почти 6 млн. жителей — 45% латиносы; Майами: из более 1,5 млн. — 65%. Штат Нью-Мексико — 46%; Калифорния – 37%; Техас — 37%.
Испаноязычные прибывают в США из близко расположенных стран (две трети – из Мексики). Иммигранты поддерживают связи с родинами, в том числе с помощью испаноязычных СМИ на территории США. Кроме того, латиноамериканцы не рассеиваются среди других жителей США, а селятся довольно компактно. Примерно 80 % латиноамериканцев концентрируются в 5 южных штатах (Калифорния, Техас, Аризона, Нью-Мексико, Флорида). Эти факторы препятствуют ассимиляции латиноамериканцев, способствуя сохранности их родного (испанского) языка.
Ещё одним фактором является стремление самих латиноамериканцев сохранять свой «latinidad», ярко выраженная приверженность родному языку и культуре.
Появился даже термин реконкиста («отвоевание»), обозначающий увеличение латиноамериканского населения юго-запада США — с тенденцией образования латиноамериканского большинства на этой территории – и её возвращения Мексике.
У американских публицистов, писавших по этой теме, ясно различались тревожные нотки. Тенденции по численности латиноамериканцев должны привести к глубоким изменениям США. Изменениям демографическим – а через них и политическим. Возникал даже вопрос: сохранится ли целостность страны? Останется США страной с одним национальным языком и основной англо-протестантской культурой? Или же американцы трансформируются на два народа — разнокультурных и разноязычных (английский и испанский). В силу толерантности американцы были на это даже несколько согласны (но на утрату территориальной целостности – нет).
Даже и я тихонько злорадствовал, думал: надо подождать — когда тенденции исполнятся и приведут к… Ну, к тому, что с США что-то будет.
Однако, в 2010-х начали набирать силу другие тенденции.
Большая часть латиноамериканского населения США уже является уроженцами этой страны и их доля постепенно возрастает. Доля иммигрантов соответственно снижается. Это преимущественно уже не «понаехавшие», а родившиеся в США. Масса мексиканцев возвращается из США в Мексику, количество выезжающих даже превысило количество въезжающих. Эти люди не нашли себе места в США — места лучше, чем в Мексике (США всё-таки не резиновые, как и Москва). В самой Латинской Америке в целом уровень рождаемости падает – так что иммигрантов становится меньше. Снижается рождаемость и у испаноязычного населения внутри США.
Для родившихся в США латиноамериканцев характерен таки переход на английский язык. Старшее поколение (иммигранты) — почти поголовно испаноязычное, среднее поколение — на 80 % (и в основном двуязычное), а в третьем поколении уже только 40% латиноамериканцев говорят по-испански.
Значительное количество (счёт на сотни тысяч ежегодно) латиноамериканцев переходят из своего традиционного католицизма в американские протестантские церкви. Принятие протестантизма означает стремление латиноамериканцев к вхождению в американский образ жизни. Но это принятие означает и быструю, полную ассимиляцию.
Аgringados (о-гринго-ванные) — термин для американизировавшихся латиносов, потерявших свою латиноамериканскую идентичность.
В 2010 году четверть браков испаноязычных была заключена с не испаноязычными. Отношение к смешанным бракам в латиноамериканской среде вполне благожелательное.
«Реконкиста» была озвучена несколькими интеллектуалами — но массового жизнеспособного и политически значимого движения с такой целью нет. Мексикано-американцы не выделяют себя в отдельную нацию, ирредентистские настроения у них не выражены. Как и другие латиноамериканцы – это вполне лояльные граждане США.
В самой Мексике ни правительство, ни какая-либо значимая политическая группа не заявляют претензий на территорию США — ни ирредентистских (на присоединение территорий с испаноязычным большинством), ни реваншистских (на возвращение территорий, захваченных США в войне 1846-48 гг.)
В марте 2015 года, на фоне войны в Украине, спикер парламента Чечни угрожал «вооружить Мексику против США». В США это услышали, поскольку затрагивалась довольно чувствительная, даже щекотливая для них тема. Но в самой Мексике, а также среди мексиканцев в США почвы для этого «вооружить против США» нет.
Американские публицисты, пишущие на латинодемографическую тему, заметно приободрились. Сейчас они даже предрекают, что с латиноамериканцами произойдёт тоже, что и с германоамериканцами. Когда-то американцы немецкого происхождения составляли в населении США долю даже большую, чем сейчас латиносы. Германоамериканцы хорошо сохраняли немецкий язык — в том числе и с помощью развитых немецкоязычных СМИ на территории США. Но сегодня из 45 млн. американцев, заявляющих о своей немецкой родословной, только 1,5 млн. говорят на немецком.
Похоже на то – этот чёртов плавильный котёл переварит и латиносов.
Запись Этнический раскол США отменяется? впервые появилась Теория Элит.