На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Теория Элит

3 544 подписчика

Оружие против смерти

Неизлечимых болезней с каждым днем становится все меньше.

Знаете ли вы, что большая часть лекарств, рекламируемых как достижение современной медицины, на самом деле представляет собой старинные снадобья, завернутые в новую красивую упаковку? Но расшифровка генома дала возможность изменить подход к созданию лекарств.

Как это повлияет на нашу жизнь? Сможем ли мы победить рак и СПИД?

Иммунная система

Какие только не возникают у человека заболевания, когда иммунная система начинает принимать за врага некоторые здоровые клетки собственного организма! Поэтому новые лекарста, созданные для лечения болезней, вызванных сбоем в иммунной системе, — это большое событие в медицине.

Такие препараты, как правило, представляют собой молекулы, полученные способом генной инженерии. Значительная их часть предназначена для лечения больных ревматоидным артритом и волчанкой.

При ревматоидном артрите поражаются суставы, что, в конечном счете, ослабляет прочность костной ткани, и это причиняет больному невыносимую боль. При волчанке страдают кровеносные сосуды, суставы, кожа и некоторые внутренние органы.

Оба недуга вроде бы поддаются лечению, но оно столь же болезненно, сколь и сами болезни. Например, стероиды, которыми лечат волчанку, подавляют иммунную систему и останавливают воспаление, но они могут также поражать артерии, вызывать ослабление костной ткани, ожирение и даже психические заболевания.

Новые препараты, известные под названием «модификаторы биологической реакции», препятствуют этому, блокируя связи между отдельными механизмами иммунной системы. Самые известные сейчас модификаторы — это Enbrel и Remicade. Оба лекарства используют уже в течение двух лет.

Ожирение

Почему два совершенно здоровых человека, которые питаются одинаково и ведут одинаково активный образ жизни, вставая на весы, видят, что стрелки движутся в противоположных направлениях? В течение многих лет от этой проблемы только отмахивались, говоря, что есть разные типы организмов и разный обмен веществ — в общем, правильное, но малоутешительное объяснение для людей с избыточным весом.

Но в 1994 году ученые открыли ген лептин и выяснили, что именно он следит за нашим весом. Они изучили геном редких чрезвычайно толстых мышей и обнаружили, что все представители этой породы имеют дефект в гене, который кодирует неизвестный гормон, выделяемый жировыми клетками организма. Мыши с поврежденным геном вообще не вырабатывали лептина, поэтому ели без остановки и не могли насытиться.

Когда врачи назначили прием лептина тучным мышам, вес их снизился через две недели на 30%. Очевидно, что после этого нужно было искать людей с таким же дефектным геном. В Англии эндокринолог Стивен О`Рахилли из Кембриджского университета обнаружил двух детей с лептиновой недостаточностью. Один из них в возрасте девяти лет весил 94 кг. После того как дети начали принимать лептиновое лечение, они начали устойчиво терять в весе, иногда больше 18 кг ежемесячно.

Значит, лептин — это решение ожирения? Увы, это не совсем так. Только небольшой процент тучных людей имеет дефект в лептиновом гене. Сейчас ученые пришли к выводу, что чаще всего дело вовсе не в самом лептине, а в том сложном пути, по которому он следует, выполняя свою работу по регуляции аппетита. Пока неизвестно, к каким результатам приведут эти исследования. Наука идет по пути следования лептина, и чем больше генетических остановок будет обнаружено на этой дороге, тем больше методов лечения ученые смогут предложить.

Болезни сердца

На протяжении десятков лет хирургические операции считались лучшим средством лечения сердечных болезней. Исследователи рассматривали атеросклероз (отложение жировых бляшек в артериях) в основном как болезнь, лечение которой сводится к прочистке системы кровоснабжения.

Однако за прошедшие несколько лет врачи начали осознавать, что сердечная болезнь — намного более сложное заболевание. И, не отказываясь от хирургии, стали больше полагаться на различные типы лекарств. Чтобы лучше понять, что же происходит, неплохо узнать что, по мнению врачей, является причиной большинства сердечных приступов.

Ведь все начинается за десятки лет до первых симптомов, когда внутренняя часть коронарной системы оказывается поврежденной. Обычно это происходит в результате хронической гипертонии, высокого содержания холестерина или из-за курения. Организм пытается восстановить нанесенный ущерб, и формируется своеобразный внутренний шрам. Идут годы. Шрам трансформируется в жировое отложение, заполненное холестерином, белками и частицами клеточных осколков.

Иногда такая бляшка довольно стабильна, и ничего страшного не происходит. Но порой — по причинам, которые все еще неясны, — она воспаляется, и возникает опасность ее разрыва. При разрушении бляшки формируется сгусток, препятствующий току крови по артерии. Если нарушение кровоснабжения продолжается довольно долго, то начинается сердечный приступ.

Врачи уже знают, что лекарства, входящие в группу статинов, которые не дают организму производить избыточный холестерин, могут значительно уменьшить риск возникновения сердечного приступа. Однако статины не в каждом случае оказывают благотворное действие. Поэтому фармацевты изучают биохимические пути продвижения холестенина, по которым он следует, покинув клетку, где он был произведен.

Исследователи также ищут новые лекарства, способные затормозить воспалительные процессы. Цель таких методов лечения состоит не в удалении жировых бляшек из артерии, а в переводе их из опасной формы в более устойчивое состояние. Вот почему больным рекомендуют принимать ежедневно аспирин, который является одновременно противовоспалительным и разжижающим кровь средством, что помогает предотвратить возникновение сердечных приступов. Но врачи хотели бы иметь препарат, который лечит коронарные воспалительные процессы более направленно и энергично, чем аспирин.

СПИД

Мнение, что СПИД до сих пор неизлечим, уже ошибочно. Недавно создано соединение, которое препятствует прикреплению вируса СПИДа к здоровым клеткам. Его нельзя использовать как вакцину против СПИДа, но оно может служить очень хорошим средством при его лечении. Соединение принадлежит к семейству молекул, известных как ингибиторы проникновения.

Его главное преимущество состоит в том, что оно поражает вирус вне клетки. Дело в том, что клеточные мембраны могут оказаться барьером для многих лекарств, а некоторые мембраны имеют молекулы, которые откачивают лекарства, сумевшие пробраться внутрь клетки.

Война с вирусом вне клетки требует меньше сил, поэтому новые лекарства могут быть эффективными в пониженных дозах, что делает их более безопасными для пациентов.

Сегодня порядка 30% пациентов, которые начинают принимать противовирусные лекарства, вынуждены прекратить свое лечение либо потому, что организм не может их переносить, либо из-за того, что они не выдерживают жесткий режим расписания приема лекарств.

Препарат Т-20 испытывают именно на таких пациентах — семидесяти страдальцах в последней стадии СПИДа. И люди, не воспринимавшие уже никакие противовирусные лекарства, начали подавать надежду!

Спустя почти год после приема Т-20 в сочетании с другими противовирусными препаратами в крови 56% пациентов количество ВИЧ снизилось по крайней мере в 10 раз по сравнению с первоначальным уровнем, а в некоторых случаях уровень ВИЧ понизился настолько, что не выявляется с помощью современных способов.

Ободренные успехом испытаний, ученые принялись за исследование других соединений. Особенно привлекательно было бы создать молекулу, которая сможет воспрепятствовать проникновению генов ВИЧ в геном клетки-хозяина. Это дало бы врачам новые способы блокировать ВИЧ. Возможно, открытие таких соединений уже не за горами.

Рак

Традиционные методы лечения рака — химиотерапия и радиационное облучение — весьма несовершенное оружие. Ведь оно разрушает все быстрорастущие клетки без разбора, поражая наряду с опухолью и здоровые ткани. Новые лекарства, над которыми бьются ученые, поражают только раковые клетки и не трогают здоровые.

В Центре комплексных исследований раковых заболеваний Калифорнийского университета в Сан-Франциско был разработан препарат Onyx-015. В конце 1990-х годов он хорошо себя показал в клинических испытаниях: после инъекции в сочетании с химиотерапией у 8 пациентов из 30 наступила фаза ремиссии.

Аналог ONYX-015, названный Н101 (онкорин), был официально разрешен в Китае для лечения больных с опухолями головы и шеи. В России же разработали препарат канцеролизин, который показал сходные с американским штаммом ONYX-015 и китайским онкорином онколитические свойства.

Правда, такие методы лечения, применяемые отдельно, не в состоянии помочь организму избавиться от опухолей большого размера. В будущем традиционная химиотерапия будет комбинироваться с другими методиками, направленными на уничтожение раковых клеток.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх