Это была роковая ошибка. Ромео покончил с собой, решив последовать за своей возлюбленной в царстве теней. Несомненно, они встретились там, но значительно позже. И не Джульетта ждала своего героя в потустороннем мире, а он ее. Юноша и родственники Джульетты поверили в смерть девушки. Напрасно. Она была еще жива.
Ошибка Ромео — не исключение. Ее допускали не только обезумевшие от горя пылкие возлюбленные, но и опытные врачи. Однажды, в середине XVI века, именитый анатом Андреас Везалий вскрыл тело одного испанского дворянина, как вдруг «труп» воскрес. Дон вскоре полностью оправился от вскрытия и прожил еще много лет, а вот доктора ждал костер инквизиции. Чуть позже, по свидетельствам тех лет, сам Великий Инквизитор очнулся на столе другого анатома. Но на этот раз ошибка обнаружилась слишком поздно.
Одному из первых восточных миссионеров, преподобному Шварцу, повезло чуть больше. Он очнулся от мнимой смерти от звуков любимого гимна. Прихожане, пришедшие отдать ему последние почести, узнали об оплошности врачей, когда к их хору присоединился голос из гроба.
Порой определить некоторые виды смерти настолько сложно, что во многих странах поспешные похороны запрещены законом. Итальянские поэт Франческо Петрарка двадцать часов пролежал, как мертвый. И по закону еще через четыре часа его тело должно было быть предано земле. Но ветер, влетевший в открытое окно, «разбудил» его. Поэт приподнялся на постели, пожаловался на сквозняк, распек слуг и… прожил еще тридцать лет, в течение которых написал свои лучшие сонеты.
В Мюнхене сохранилось огромное здание, где в прошлом рядами лежали те, кого внезапно настигла смерть. Их обвязывали веревками, соединенными с колоколами в комнате смотрителя. И сон смотрителя достаточно часто прерывался колокольным звоном.
Дабы избежать подобных трагических ошибок, из-за которых людей зачастую хоронили заживо, врачи предлагали все новые и новые методы определения смерти. Одни подносили к лицу покойного зажженную свечу, основываясь на убеждении, что у по-настоящему умершего человека прекращается кровообращение, а потому на коже не останется волдырей от ожогов. Доктор Икар Марсель впервые применил раствор флуоресцеина, вызывающий временное позеленение роговой оболочки глаза только у живых.
В США в сомнительных случаях применяют атропин, расширяющий зрачки. Но самое страшное — то, что часто даже отрицательный результат ничего не значит. Так, в Англии, где обязательно требуется официальное свидетельство о смерти, по некоторым оценкам, в конце XIX века в одном только Уэльсе ежегодно до срока хоронили в среднем 2700 человек. Во время эпидемий эта цифра вырастала в несколько раз. В наше время подобные ошибки, кажется, практически исключены. Тем не менее в 1963 году смерть 35-летней Элзи Уоринг, упавшей без чувств у себя дома, констатировали сразу три врача. А через десять часов она очнулась по дороге в морг.